Специалисты указывают на то, что завышенная самооценка лучше, чем заниженная, поскольку человек не страдает от неуверенности в себе и не испытывает сопряженных с этим чувством проблем.
Но есть у такого психологического состояния и недостатки, например, переоценка своих возможностей и высокий уровень эгоизма.
Что такое завышенная самооценка?
Если человек не может объективно оценить себя, замечает в других людях только недостатки, думает о себе лучше, чем он есть в действительности, не умеет признавать ошибки, значит, у него высокая самооценка. Такой взгляд на себя сопровождается непоколебимой уверенностью в своих силах.
Специалисты сходятся в том, что, по сравнению с заниженной, больше преимуществ у высокой самооценки; это хорошо или плохо может быть для окружающих, сам же человек не испытывает внутренних конфликтов, которые часто сопровождаются тревожностью, сомнениями, страхами и другими отрицательными чувствами.
Причины
- Проявление родительского нарциссизма.
Ребенок для родителей становится способом самоутверждения, что не дает воспринимать его как личность. - Избалованность.
Ребенку в семье уделяется повышенное внимание, ему не ставят ограничений, удовлетворяют любые прихоти по первому требованию. В детстве к человеку за проступки не применялись никакие виды наказаний. - Внешность или какие-либо отличительные способности.
Эффектные внешние данные или талант нередко ощущаются человеком как некоторое преимущество, что позволяет чувствовать свою избранность. - Оценка педагогов.
Поддержка учителей, которая может основываться на личных симпатиях или выгоде, способствует формированию высокой самооценки. - Материальная обеспеченность.
Завышенная самооценка у ребенка
Высокий уровень самооценки у ребенка несет для него большую опасность, поскольку препятствует эффективному процессу социализации.
Человек чувствует, что он стоит выше окружающих его людей и не хочет этого скрывать, что отражается на процессе коммуникации.
Ребенку с неправильно сформированной оценкой присущи следующие характеристики:
- никогда не сомневается в своей правоте, даже если слышит разумные доводы, указывающие на ошибочность его суждений;
- всегда оставляет за собой последнее слово;
- не умеет признавать свои ошибки и извиняться, не может попросить прощения;
- всегда винит других людей в своих проблемах, в случае успеха приписывает все достижения себе;
- часто вступает в соперничество с окружающими, чтобы завоевать звание лучшего;
- стремясь к перфекционизму, хочет выполнять все наилучшим образом;
- высказывает свое мнение в категоричной форме, не терпит возражений, стремится навязать свои взгляды;
- в речи часто использует местоимение «я»;
- не воспринимает чужую критику, считает ее оскорбительной;
- не умеет вести диалог, не желает прислушиваться к чужому мнению, перебивает собеседника;
- не считает нужным просчитывать возможные риски, опасности, полагаясь на то, что у него все получится;
- свойствен эгоцентризм;
- выводит на первый план только свои интересы, пренебрегает чужими;
- хочет выглядеть в глазах окружающих сильным, уверенным, смелым, поэтому часто берется за трудные дела, нередко сопряженные с риском;
- проявляет высокомерие, просьбы звучат как приказы;
- может быть агрессивным по отношению к другим людям.
Если ребенок с встречает сильное сопротивление со стороны окружающих, его не признают, открыто ему противостоят, он не может справиться с какими-то задачами или достигнуть поставленных целей, это может привести к эмоциональному истощению.
На его фоне возможно развитие невроза или расстройства личности. Страдают такие люди и от депрессии.
Как привести самооценку в норму?
Воспитывая детей, следует позаботиться об их адекватном восприятии самих себя. Для этого необходимо создать условия, в которых ребенок будет чувствовать себя защищенным. Его потребности в любви должны быть удовлетворены. Важно воспринимать ребенка со всем набором достоинств и недостатков. Проявление заботы со стороны родителей не должно зависеть от того, правильно ли он на их взгляд поступает или нет.
Нельзя хвалить ребенка за внешние данные, выделять его по этим признакам среди других детей. Если семья имеет высокий социальный статус и хорошо обеспечена, нельзя давать ребенку чувствовать свое превосходство, благодаря финансовому положению, по отношению к другим людям.
Чтобы обеспечить правильное развитие, нужно учить подростка ставить перед собой цели, разрабатывать способы их достижения. Ошибки должны восприниматься как нечто естественное. Ребенок должен уметь анализировать их, делая нужные выводы.
Преодоление трудностей сформирует ощущение собственной силы, основанной на действительном опыте. Дети должны учиться брать на себя ответственность, понимая, что любой поступок будет иметь последствия. Необходимо оказывать поощрение за достижения.
Человек с высокой самооценкой, может попробовать скорректировать ее во взрослом возрасте. Полезно выполнить следующее упражнение:
Написать на бумаге 10 лучших своих качеств, каждое оценить по шкале от 1 до 5. Поставить оценку просят близких людей, после чего результаты сравнивают. Если получилось большое расхождение, это повод задумать о том, насколько самооценка соответствует действительным возможностям.
Психокоррекцию самооценки лучше проводить со специалистом. Общие рекомендации носят следующий характер:
- Осознание.
Следует понять, что проблема существует. Надо чаще практиковать взгляд со стороны, которые поможет трезво взглянуть на возможности человека. - Необходимо учиться слышать мнение окружающих, выделять в них достоинства.
- Прислушиваться к конструктивной критике, не обижаться на нее.
- Ставя перед собой цели, не бояться ошибок и не приписывать их другим людям.
- Следует подвергать анализу свои действия, учиться принимать неудачи как естественный процесс в ходе получения желаемого.
- Избегать идеализации.
Нужно понимать, что в каждом человеке есть положительные и отрицательные качества. И наличие последних не должно являться поводом для самообвинения, проявления излишней самокритики и т. д. - Надо избегать сравнений с окружающими.
Следует блокировать мысли о том, хороший человек находится рядом или плохой, приносит ли он пользу или нет и пр. - В ходе выполнения какой-либо работы нужно учитывать мнение окружающих.
- Необходимо брать ответственность за свои поступки.
Заранее думать о том, к каким последствиям они приведут. - Учиться просить и принимать помощь у других людей.
- Необходимо признавать собственную неправоту.
Извиняться, когда это необходимо или просить прощения. Понимание того, что каждый может быть неправым, поможет человеку быстрее обрести нужный уровень самооценки.
Помочь человеку с завышенной самооценкой снизить ее до нужного уровня невозможно. Это чревато конфликтами, проявлениями вспышек агрессии. Необходимо, чтобы сам индивид пришел к решению изменить свое мнение о себе и окружающих.
Когда самооценка чрезмерно завышена, это, конечно, не очень хорошо, но, с другой стороны, еще хуже, когда она занижена. Здесь важно придерживаться золотой середины, руководствуясь разумом.
Заниженная самооценка это плохо, но завышенная самооценка не лучше, тем более, если все это еще обществом поддакивается, тогда все, считай, приехали. В таких случаях вырастают дикие тираны, которые никому ничего не должны, а только им все, ну они так считают. Конечно все это закладывается с воспитания, отсюда и вытекает, что надо правильно воспитывать своих детей, а не потыкать им, особенно если у вас есть деньги.
Людей с завышенной самооценкой встречаю на протяжении всей жизни. На рабочем месте это особенно ярко видно на различных корпоративных мероприятиях. Как метко написано в статье зачастую это явление вызвано тем, что более высокий статус в обществе и материальное обеспечение было у родителей. Ходят такие индивиды важные как павлины высказывая свое мнение там где их не спрашивают, а окружающие смеются с них вешая обидные прозвища. К сожалению не удалось в реальности увидеть превращение такого человека в адекватную личность, но допускаю что такое вполне реально. Надеюсь узреть в ближайшем будущем этот процесс.