Самооценка – это представление человека про себя, свою деятельность и мнение окружающих в свой адрес. Даже ребенок старается оценить себя и свои поступки, добиться признания со стороны других детей или взрослых. В период взросления и формирования личности происходит постоянное оценивание себя, своих чувств и ощущений, выделение достоинств и недостатков.
Что такое самооценка и из чего она состоит?
В качестве основного критерия самооценки выступает собственная система принципов и понятий, которая складывается постепенно и регулируется под давлением сложившихся условий.
Самооценка состоит из таких функций:
- защита в нестабильной ситуации, самооценка становится привычным ориентиром;
- успешная адаптация в социуме или в новом коллективе;
- контроль за собственным поведением;
- реакция на внешнее воздействие и общение с другими людьми;
- регуляция личных предпочтений, определение желаемого;
- развитие личных качеств, ответственности;
- проверка собственной позиции и выполненных действий;
- мотивация и эмоциональная поддержка, «скорая помощь» в сложных случаях.
Внимание! Самое главное – самооценка является ограничителем, который показывает пределы дозволенного, помогает сформировать актуальные предпочтения. Психологи выделяют такие уровни самооценки: заниженная, нормальная, завышенная.
Причины заниженной самооценки у ребенка
Основные причины низкой самооценки у ребенка:
- личные характеристики, необщительность, нерешительность;
- неблагополучный жизненный опыт, сложные семейные отношения;
- постоянное сравнение с другими, особенно, со стороны взрослых, которые подчеркивают недостатки ребенка;
- невротические расстройства, повышенная чувствительность к замечаниям, эмоциональная нестабильность;
- материальные трудности, нехватка вещей или игрушек;
- физические отклонения, часто придуманные на фоне идеальных представлений о жизни.
Важно! В детском возрасте обычно складываются контрастные понятия на уровне «хороший – плохой», «правильно – неправильно». Поэтому ребенок очень критично воспринимает собственные и чужие действия, переживает даже по незначительному поводу. В связи с этим формируется заниженная самооценка и недовольство самим собой.
Почему опасна пониженная самооценка?
Самооценка – важное звено в механизме социального приспособления, необходимое для правильной мотивации, планирования и прогнозирования. При пониженной самооценке ребенка преследует страх ошибиться, получить замечание, оказаться хуже остальных.
Тогда он избегает сложных заданий, старается остаться незамеченным, обижается, сердится даже по незначительному поводу. Ему сложно приспосабливаться в коллективе, соблюдать общие правила поведения.
Как определить низкую самооценку у детей?
При пониженной самооценке ребенок постоянно старается угодить окружающим, не думая о своих интересах. В его поведении заметны такие признаки: беспокойство, тревожность, неуверенность. Он постоянно ожидает замечания, выстраивает систему оправданий, соблюдает оборонительную тактику отношений, готов расплакаться или другим способом воздействовать на эмоции, чтобы его пожалели.
Старается уединиться, избежать общих занятий, тем более таких, где необходимо выполнять новые неизвестные действия. Заранее готов к плохому результату, не старается справиться с заданием, обреченно воспринимает свою позицию: «я хуже других», «у меня ничего не получится».
Как повысить самооценку у ребенка?
У мальчиков и девочек заметны различия в способах формирования самооценки: девочкам важнее внешние признаки, похвалы, подарки, достаточно просто сказать «ты очень красивая», «у тебя хорошо получается рисовать».
Мальчики настроены более практично: если они вручили рисунок, нужно его использовать, повесить на стену. Если похвалили его силу, нужно провести реальную схватку, чтобы он обязательно «победил».
Самооценка до 6 лет
Носит ярко выраженный эмоциональный характер, в этом возрасте ребенка почти невозможно перехвалить, ему важна любая поддержка в освоении мира. Главное – все замечания должны быть искренними и должны отражать настоящее положение дел. Не нужно выдумывать лишние достоинства или достижения, чтобы не получилось искаженное восприятие реальности.
В этом возрасте ребенок осознает предел своих возможностей: сколько он может поднять тяжестей, сколько прочитать, сосчитать. Поэтому очень важно практическое воплощение замыслов, посещение различных кружков и секций, где можно реализовать свои задатки.
Самооценка от 6 до 10 лет
В основном строится вокруг школьных занятий и отношений в классе, ребенок начинает получать оценки, которые становятся признаком его успехов и достижений. В этот период очень важно найти занятие, в котором он преуспеет, сможет продемонстрировать свои результаты вне школьной успеваемости. Ведь отличников всего несколько человек в классе, а быть умными и способными хочется всем.
Еще один важный момент, как поднять самооценку ребенку 6-10 лет: отношения с противоположным полом, первые чувства, часто безответные. Необходимо как можно чаще устраивать для детей общие занятия и развлечения, чтобы мальчики и девочки учились взаимодействовать, воспитанно относиться друг к другу.
Самооценка у подростка 12-18 лет
Самый сложный период взросления, когда подростки стараются категорично разделить людей и поступки окружающих, но уже не с точки зрения общей морали, а исходя из собственных представлений. На основании личных предпочтений происходит групповая дифференциация, разделение по интересам. Внутри отдельной группы подросток получает взаимопонимание и поддержку, но при этом отдаляется от семьи и родителей.
Не пытайтесь его «исправить», не упрекайте в том, сколько вложили силы и средств в его воспитание, не нужно шантажировать вещами или положением в семье. Пусть подросток пробует новые направления в одежде, музыке, спорте, развивает личную ответственность за сделанный выбор.
Полезные рекомендации родителям по повышению самооценки детей
Главные советы, как повысить самооценку ребенку: это поддерживать их попытки чего-то добиться, поощрять за реальные достижения и хвалить, эмоционально относиться к любым действиям.
- Очень важно проявлять заинтересованное отношение взрослого, одобрять даже «ерундовые» проекты, если ребенок действительно постарался.
- Поощрять разумную инициативу, даже если взрослому «некогда», «неудобно», не хочется переделывать.
- Последовательно выражать свое мнение, хвалить за одинаковые действия, исправлять похожие ошибки, чтобы ребенок понимал, что результаты зависят от содержания, а не от настроения человека.
- Отмечать улучшения, мотивировать на получение новых знаний и навыков, сравнивать только с прежними показателями самого ребенка, а не с другими детьми.
Детская самооценка – индикатор психического здоровья, основа для успешной самореализации. Формируется в большей степени под влиянием более взрослых родственников, воспитателей и учителей, поэтому необходимо «фильтровать» каждое замечание и вместе планировать стратегию поведения.