Психозы у детей — нарушение психического благополучия ребенка, характеризующееся затруднениями в разграничении реальности и фантазии. Такое состояние мешает адекватно реагировать на происходящие события. Психоз является первопричиной нарушений мышления, речевой активности, эмоциональных реакций, поведения малыша.
Причины возникновения и симптомы психоза у ребенка
За подростковым психозом, как и детским, стоят всевозможные причины. Некоторые состояния оказывают кратковременное влияние на психику ребенка, и устранение раздражающего фактора способствует быстрому восстановлению нормального эмоционального фона. Другие причины требуют продолжительных терапевтических мер.
- применение медикаментозных препаратов некоторых групп;
- подъем температурных показателей тела до высоких значений;
- заражение нейроинфекцией;
- сбои в функционировании эндокринной системы;
- воздействие стрессовой ситуации;
- нахождение в психотравмирующей ситуации;
- генетическая предрасположенность.
Расстройство может являться самостоятельной патологией, к формированию которой приводит родовая травма, химическая либо алкогольная интоксикация. В большинстве случаев дети с врожденными аномалиями развития испытывают психические проблемы, начиная с раннего возраста.
У детей нарушения могут проявляться различными симптомами в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей. Основными признаками развития психического нарушения служат:
- бред;
- галлюцинации;
- нарушение ориентации в пространстве;
- утрата ясности сознания;
- затруднения в восприятии самого себя.
При формировании галлюцинаций и бреда дети интерпретируют происходящие события в искаженной форме, произносят несуразные фразы, смеются в неподходящих ситуациях. Такие дети слышат и видят вещи, которые не существуют, испытывают неконтролируемые вспышки гнева. Длительное течение заболевания провоцирует трудности в дальнейшем социальном и психологическом развитии, созревании психики.
При психозе ребенок становится вялым, пассивным, заторможенным, наблюдаются нарушения сна. В таком состоянии проявляется скупость эмоций, влекущая за собой замыкание в собственной личности. На фоне психического неблагополучия развиваются интеллектуальные нарушения. К проявлениям заболевания относится детская ранняя шизофрения, атипичный детский психоз, аутизм.
Разновидности детских психозов
Существует несколько подходов к делению психических нарушений на группы. Возникшие юношеские психозы классифицируются в зависимости от причин:
- Эндогенные.
Патологии, формирующиеся в результате поражения внутренних органов. К этой категории относятся эндогенные депрессии, шизофрения, циклоидные и симптоматические состояния. - Экзогенные.
Психические состояния, развитие которых спровоцировало действие внешних факторов.
В зависимости от интенсивности выраженности симптоматических проявлений и темпов их нарастания психологи выделяют реактивные и острые психозы. Первая группа состояний является обратимым заболеванием, развитию которого предшествовало длительное воздействие провоцирующего фактора. К острым нарушениям относятся психические изменения, развившиеся внезапно в короткие сроки.
Терапия и профилактика психотических расстройств в раннем возрасте
После уточнения причин, вызвавших психоз у подростка или ребенка более младшего возраста, назначается лечение. Если данное состояние вызвано психологическими причинами, доктор назначает курсовое применение успокоительных средств и посещение психотерапевтических консультаций. Если у психического отклонения выявлена органическая природа, то целью специалистов является коррекция основного заболевания.
В специализированных клиниках врачом-психиатром применяются методы фармакологического лечения и психотерапии, включая арт-терапию, водолечение, зоотерапию, лечение спортом. Методика подбирается в зависимости от индивидуальных интересов и склонностей пациента.
После окончания лечения следует этап профилактики психоза, основывающийся на изменении подхода родителей к собственному ребенку. Профилактические меры включают:
- избегание психотравмирующих ситуаций;
- создание благоприятной обстановки в семье;
- поддержание единой концепции воспитания;
- соблюдение распорядка дня;
- правильное питание;
- регулярные прогулки.