Панические атаки у детей являются нарушением работы вегетативной нервной системы и психического здоровья. При патологии возникновение паники не связано с ситуациями, угрожающими жизни или здоровью ребенка. Отсутствие адекватного лечения способствует развитию осложнений в виде неврозов.
Причины возникновения панических атак у детей
Развитие патологического эмоционально-психического состояния возникает под влиянием биологических и социальных факторов, оказывающих воздействие на психологическое состояние ребенка. К причинам биологического характера относят:
- патологии нервной системы, спровоцированные вегетативной дисфункцией, родовой травмой, неврологической инфекцией;
- нарушение гормонального фона при половом созревании;
- интоксикация организма в результате приема лекарственных средств, курения или употребления алкоголя;
- наследственность.
Повышает риск развития патологии наличие таких черт характера, как:
- Демонстративность.
Патологическое стремление находиться в центре внимания у детей старше 5 лет может развиться в приступы безосновательной паники. - Ипохондричность.
Излишнее внимание к здоровью ребенка способно сформировать у него ложное представление о возможностях организма и иммунитета, что провоцирует неестественные переживания, чрезмерное напряжение при малейшем изменении состояния. - Патологическая мнительность.
Чрезмерная внушаемость и впечатлительность создают предпосылки для развития выраженной тревоги, эмоционального перевозбуждения.
Причины заболевания социального характера, активизирующие у ребенка систему защиты, связаны с дефицитом доверительных отношений, частыми конфликтами в семье, насилием.
Как проявляются панические атаки у детей?
Приступ пароксизмальной тревоги или интенсивного страха развивается внезапно, не связан с ситуациями, представляющими угрозу жизни ребенка. Паника может усиливаться в течение 10 минут с момента появления первого ощущения необъяснимого дискомфорта, длительность приступа способна достигать 20 минут.
В список вегетативной симптоматики входит:
- выраженное учащение сердцебиения;
- повышенная потливость;
- тошнота;
- дрожь;
- ощущение кома в горле.
В тяжелых случаях регистрируется нарушение сознания или координации движений, появление судорог или онемения конечностей, у детей младшего возраста наблюдается неконтролируемое опорожнение мочевого пузыря.
В число симптомов психологического характера входит:
- головокружения;
- обмороки;
- появление страха смерти;
- постоянная тревога, растерянность;
- отсутствие контроля поведения.
После приступа ребенок не плачет, он выглядит слабым, обессиленным, всхлипывает. Панические атаки приходятся на период бодрствования пациента, в ночное время развиваются только при случайном пробуждении, что может спровоцировать устойчивую бессонницу.
Лечение панических атак у детей
После купирования приступа необходима комплексная терапия для предупреждения его повторного развития. Справиться с паническими атаками у ребенка помогает регулярный прием медикаментов:
- Трициклических антидепрессантов, устраняющих депрессивное состояние, избавляющих от постоянного ожидания катастрофы, трагедии.
- Селективных серотонинергических средств для снятия напряжения и чрезмерной тревоги.
- Бензодиазепинов, купирующих агорафобию.
Лечение без предварительной консультации детских специалистов может только усугубить ситуацию, ускорить процесс развития осложнений, в том числе:
- Эпилепсии.
- Невроза.
- Нарушений работы сердечно-сосудистой системы.
- Социальной дезадаптации.
- Устойчивой депрессии.
Назначение лекарственных средств, подбор максимально эффективной дозировки и определение длительности курса осуществляется психиатром на основании результатов обследования. Параллельно применяются другие методики лечения, результат которых направлен на формирование у пациента способности контролировать приступ, самостоятельно подавлять его. К немедикаментозным способам лечения относят:
- Дыхательную гимнастику.
- Навыки расслабления.
- Искусство анализа ситуации.
Профилактика
Для предупреждения патологического состояния необходимо обеспечить максимально здоровую атмосферу в семье, исключить стрессы. Ребенок остро нуждается в ощущении безопасности, ему необходим собеседник, друг, защитник. Острая реакция родителей на приступы, выражающаяся в появлении чрезмерного внимания к персоне пациента или демонстративном игнорировании его, усугубляет течение болезни.
Правильно выбрать тактику поведения позволяет работа с детским психологом, направленная на формирование у больного эмоциональной заинтересованности. Подросткам при повышенных нагрузках в школе необходимо дополнительное доверительное общение со старшими членами семьи, чтобы справиться с неуверенностью, сомнением.