Школьный невроз — это расстройство психологического состояния ребенка, появление которого связано с посещением учебного заведения. На начальной стадии легкие психические заболевания у детей хорошо поддаются лечению. Зная основные методы профилактики и терапии патологии, справиться с ней способны родители и педагоги. При тяжелых формах болезни может понадобиться помощь психолога или невролога.
Проблема неврозов в младшем школьном возрасте
Неврозы часто возникают у ребят младшего школьного возраста. Это обусловлено особенностями психики детей: они очень ранимы и эмоциональны, остро реагируют на смену обстановки. Если ребенок с ранних лет детский сад не посещал и не привык находиться в коллективе, в первое время ему будет сложно адаптироваться в школе и наладить общение со сверстниками.
У детей, чрезмерно опекаемых родителями, отсутствует способность самостоятельного принятия решений. Они впечатлительны, плохо переносят любую критику, не способны участвовать в коллективной жизни класса и преодолевать межличностные конфликты.
Причины и симптомы школьного невроза
Основные причины возникновения отклонений в работе нервной системы школьника:
- сложная программа обучения, чрезвычайно высокая умственная нагрузка, большое количество дополнительных занятий (кружков, факультативов, спортивных секций);
- конфликты в детском коллективе и семье (унижения, обзывания, насмешки);
- неопытность и неподготовленность педагогического состава (повышение голоса в процессе подачи материала, неспособность создать благоприятный микроклимат в классе, завышенные требования, не соответствующие возможностям ребенка);
- особенности воспитания в семье, негативная домашняя обстановка (например, строгое наказание за плохие оценки, отрицательные жилищные условия, недостаток денежных средств);
- сильное эмоциональное потрясение (развод родителей, смерть близких родственников);
- физиологические особенности организма (наличие врожденных и приобретенных заболеваний, родовые травмы, слабая иммунная система).
В процессе развития психологического расстройства у ребенка могут наблюдаться следующие симптомы:
- необъяснимый страх и тошнота, вызванная им;
- непроизвольные подергивания и навязчивые движения;
- истерики, раздражительность, агрессивность;
- нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита;
- проблемы со сном;
- головокружения, слабость, судороги, дрожь в конечностях;
- снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость, расстройства памяти;
- заикание, затрудненное дыхание;
- рассеянность, забывчивость.
Невроз, связанный со школой, нередко сопровождается отказом ребенка посещать учебное заведение, боязнью выхода к доске и публичных выступлений, вызывающим поведением в классе.
Лечение и профилактика
Школьный невроз, лечение которого требует комплексного подхода, является обратимым заболеванием. Главная задача терапии — устранение страхов и негативных эмоций, связанных с нахождением в учреждении образования. Также необходима смена поведенческих особенностей ребенка, способы и пути их коррекции многочисленны. К ним относятся:
- формирование благоприятных социально-бытовых условий;
- развитие эмоциональной близости и доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;
- регулярные релаксирующие мероприятия;
- снижение умственной и физической нагрузки;
- прием успокаивающих лекарственных препаратов;
- пересмотр модели воспитания;
- разбор возникающих конфликтов и нахождение путей их преодоления.
В качестве профилактических мер неврозов могут выступать правильный распорядок дня, командные игры со сверстниками и частое времяпрепровождение с одноклассниками, чередование физической и умственной деятельности.
Родителям следует обращать внимание на психологическое состояние ребенка, помогать ему справляться со стрессами, разговаривать, проводить вместе свободное время.
Чтобы не было школьных неврозов нужно внимательно относится к своим детям, контролировать ситуацию, и знать все их страхи.
Вот прочла это всё и в очередной раз убедилась, что у моего племянника школьный невроз — все признаки на лицо. Сестра сама виновата, не водила его в сад, замучила своею гиперопекой, ребёнок даже друзей не имеет. Как тут неврозу не развиться?! Печально то, что моя сестра не прислушивается к школьному психологу и не старается как-то помочь сыну, пустила всё на самотёк, а всё только хуже становится. Не знаю, как её переубедить и повлиять на это всё.
Ой я как вспомню, у меня дочь паталогически боялась учительницу в школе, потому, что она позволяля себе кричать на детей и запугивать плохими оценками. Из-за этого у ребенка был невроз, дочь показывали даже психологу.
Это на самом деле очень распространенное заболевание, особенно в началтных классах. Вы можете не придать значения неврозу у ребенка или же попросту его не заметить. Поэтому необходимо обращать внимание на любые тревожные звоночки. Ребенок очень остро реагирует на смену привычной для него обстановки. Проводите с ним больше времени, разговаривайте.
Тоже столкнулась с подобной проблемой, сын очень плохо адаптировался к школе в первом классе, плохо спал, часто плакал, появились проблемы с желудком, в школу идти категорически не хотел. Обращались к помощи психолога, и от меня потребовалось немало усилий и терпения, но мы справились с этой ситуацией.
Психика ребёнка настолько тонкая, что повредить её очень легко. Поэтому необходимо уделять много времени ребёнку, надо больше с ним разговаривать, надо чтобы ваш ребёнок доверял вам, чтобы ему было легко делиться с вами проблемами. Для этого надо всегда понимать что он пусть и маленький, но он такой же человек как вы, и его проблемы могут показаться вам глупостью, но для него это глобальные проблемы, и надо помочь ему их решить а не оставить его одного.