Одной из современных фобий является боязнь разговаривать по телефону. Такому человеку трудно поднять трубку, когда ему звонят, или совершить звонок самому. Оба действия сопровождаются тревогой и мешают взаимодействию с людьми и осуществлению желаемого.
Как называется боязнь разговаривать по телефону?
Проблема носит название телефонофобии (англ. также — phone phobia). Слово «страх» применительно к фобии означает скорее стресс и трудности с тем, чтобы справиться с ним. Трудности сопровождаются ощущением невыносимости неприятной ситуации, напряженным ожиданием и желанием сбежать от нее.
Причины и проявления боязни телефона
Симптомы телефонофобии совпадают с признаками вегетососудистой дистонии, но возникают по поводу совершения или принятия звонка. Это может быть запотевание или замерзание рук, ускоренное сердцебиение, покраснение лица, повышение давления, дрожание голоса, потемнение в глазах.
С эмоциональной стороны человек может испытывать большое нежелание брать трубку.
Со стороны мышления появляются рационализации нежелания и отговорки. Например, мысли и рассуждения о том, что дело не такое срочное и нужное, что звонящие «обойдутся и без меня», ощущения нездоровья. Другим проявлением может быть блокировка мыслей во время телефонного разговора или перед ним.
Происхождение такого стресса может быть разным. Возможны такие причины, как:
- неуверенность в себе, в адекватности своих ответов, в контроле над речью;
- зависимость от мнения собеседника, страх предстать перед ним в нелучшем свете, особенно при звонках незнакомым людям, мнение которых, как думает человек, сложится о нем при разговоре;
- тревожное расстройство личности или тревожность как болезнь;
- неудача в общении или плохое известие при разговорах в прошлом;
- социофобия, от которой при любом общении случаются приступы застенчивости;
- страх последствий, например, при звонках от начальства или при трудоустройстве, когда во время или после разговора придется принимать решение и менять жизнь;
- неумение говорить «нет» и нежелание попадать в ситуацию, где это придется сделать;
- прокрастинация и неприязнь к давящим обстоятельствам: звонок вынуждает ответить сейчас;
- нелюбовь к себе — своему голосу, манере общаться, страх увидеть, что неприятен.
В основе страха телефонного общения может лежать апатия, усталость или депрессия, состояние, когда у человека не хватает сил на адаптацию к новым событиям.
Как перебороть страх перед звонком по телефону?
Люди с вегетососудистой дистонией, неуверенностью в себе ориентируются на реакции собеседника. Это позволяет контролировать ситуацию общения. В отличие от живой встречи, по телефону реакцию понять труднее и поэтому не на что опереться. Без опоры человек чувствует страх, теряет стабильность.
Минимум психологических установок, на которые человек может настроиться сам, чтобы справиться с волнением:
- распознание того, что за чувством «боюсь звонить по телефону» стоит чрезмерное напряжение по поводу неконтролируемой неизвестности и желание от нее убежать;
- осознание различия между самим стрессом и рационализациями по поводу него;
- отказ от рационализаций и принятие себя и факта стресса: «Да, сейчас так вышло, что трудно и неприятно звонить, и я буду еще долгое время такое испытывать при звонке. Пока я такой, какой есть»;
- понятие о том, что суждение собеседника — не важнее собственного суждения о себе (скорее всего, ему все равно или он сам беспокоится, но даже если представить самый пугающий вариант — непринятие или раздражение, то это только состояния этого человека, а не решение судьи);
- понимание того, что ни один человек не обязан всегда быть спонтанным и что можно промолчать в ответ на любую неожиданную или неприятную информацию, дать отказ на ненужное предложение сразу или после;
- понимание того, что по телефону невозможна ситуация, которую нельзя было бы переиграть после, поэтому в данном разговоре можно предстать любым.
Более радикальный способ — пойти наперекор страху и заставить себя сделать несколько случайных звонков. Это позволит убедиться в том, что даже самое неприятное течение разговора не фатально. Можно также делать записи своего голоса и видеозаписи, чтобы лучше владеть собой и, возможно, избавиться от манеры говорить то, что не нравится. Иногда увидеть себя на видеозаписи достаточно, чтобы ослабить страх не быть спонтанным. Оказывается, что все выглядит не так плохо, как представлялось.
Еще один способ — научиться переключать внимание перед стрессовой ситуацией, подобно тому, как детские психологи советуют юным спортсменам отвлечься, например, на игру перед стартом.
При страхе того, что звонок может застать другого врасплох и станет неудобно, можно начать разговор с вопроса: «Удобно ли сейчас говорить?» — и, если нет, пообещать перезвонить и положить трубку.
В основе вызывающих стресс страхов часто лежит тревожность и трудность адаптации к неожиданным событиям, поэтому избавиться от телефонофобии легче, если понять свой страх как гиперконтроль над тем, что недоступно контролю (чужое мнение и впечатление, свой голос, будущее).
Если эти способы не помогают, то нужно обратиться к психологу. В некоторых случаях лечение проводит и психотерапевт или психиатр с использованием противотревожных или антидепрессивных рецептурных препаратов.
Очень похоже на то, что у меня телефонофобия. Стационарный телефон у меня в отключке, номер мобильного раздаю не всем подряд, и многие номера в ЧС. Телефон использую только по делу, чтобы коротко обменяться нужной информацией. Основные причины моей телефонофобии связаны в основном с тем, что люди звонят чаще тогда, когда им от тебя что-то нужно или поделиться горем, или похвастаться. А ты занят или отдыхаешь и должен все это, ненужное тебе, выслушивать! И вторая причина: когда звонишь в учреждение для сбора нужной тебе информации, то сейчас стали вежливо отвечать, а раньше, помнится, кричали и бросали трубку. Так вот привычка терпеть такое телефонное хамство и породила данную фобию. Поэтому, прежде чем позвонить в таких случаях, пишу текст, какие справки требуется навести, ставлю голос, репетирую кратко и решительно набираю номер. Единственная трудность здесь может возникнуть, когда по ходу дела приходится задавать наводящие вопросы или отвечать на них. Однако если настроен решительно, то все получается. Но все это можно воспринимать и как интересные жизненные вызовы и задачки, а после «боя» поощрять себя или просто радоваться тому, что преодолел свои предрассудки.
В подростковом возрасте у меня была эта боязнь: разговаривать по телефону. Даже с родственниками избегала общения. Потом устроилась на работу, приходилось совершать более 30 звонков в день. Этот страх сам исчез, хотя первое время долго сидела и решалась позвонить.